Подпишитесь на информационную рассылку АНО «АРТБТ»
*Поля обязательные для заполнения

Заполняя эту форму, вы соглашаетесь с Политикой обработки персональных данных
АНО «АРТБТ»
Контакты
Адрес: 115533, г. Москва, ул. Нагатинская, д. 17, корп. 1.
Телефон: +7 (495) 784-17-92
Почта: info@ano-artbt.ru
Подпишитесь на информационную рассылку АНО «АРТБТ»
*Поля обязательные для заполнения

Заполняя эту форму, вы соглашаетесь с Политикой обработки персональных данных
01.07.2020
Начальник УТБ Ространснадзора Сергей Игонин: расстановка приоритетов в сложных условиях
Об особенностях осуществления мероприятий в рамках контрольно-надзорной деятельности на современном этапе
и специфике реализации механизма "регуляторной гильотины" мы беседуем с начальником Управления транспортной безопасности Федеральной службы по надзору в сфере транспорта.

- Сергей Владимирович, в текущем году транспортный комплекс столкнулся с сложной ситуацией, обусловленной введением мер по противодействию пандемии COVID19. Каким изменениям в этой связи подверглась организация работы Управления транспортной безопасности Ространснадзора?

- В сложившихся условиях Управлением продолжались исполняться все возложенные на него функции. При этом, естественно, в связи с введенными в стране карантинными мерами, большинство сотрудников были переведены на удаленный формат работы. УТБ Ространснадзора продолжало рассматривать обращения и жалобы, исполнять поручения и распоряжения, однако, документооборот был полностью переведен в электронный вид. Все необходимые совещания и конференции проводились с использованием видеоконференцсвязи. Доступ посторонних лиц в здание на время введенных карантинных был ограничен мер и рассмотрения дел об административных правонарушениях, жалоб на постановления, также проводились строго по видеоконференцсвязи.

Тем не менее, невзирая на усложнение условий работы, мы ни на минуту не забывали об исключительном приоритете продолжения выполнения в полном объеме государственных функций по обеспечению транспортной безопасности в интересах граждан Российской Федерации. Ведь главной конечной целью нашей деятельности является недопущение актов незаконного вмешательства в деятельность транспортного комплекса страны.

- Проводились ли проверки в пиковый период введения в стране карантинных мер и что можно сказать о специфике мероприятий в рамках контрольно-надзорной деятельности на этом временном отрезке?

- В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 3 апреля 2020 г. № 438 "Об особенностях осуществления в 2020 году государственного контроля (надзора), муниципального контроля и о внесении изменения в пункт 7 Правил подготовки органами государственного контроля (надзора) и органами муниципального контроля ежегодных планов проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (далее - Постановлением Правительства РФ от 3 апреля 2020 г. № 438) проведение плановых проверок было приостановлено. В настоящий момент проводятся только внеплановые, преимущественно документарные проверки. В свою очередь, рейдовые осмотры инспекторским составом Управления транспортной безопасности Ространснадзора и территориальных управлений продолжают проводится в соответствии с планом на 2020 год.

- На какой стадии сегодня находится работа по реализации механизма "регуляторной гильотины"? Каковы ее предварительные результаты и в каком направлении данная работа будет вестись во второй половине 2020 года?

- Сегодня в рамках реализации механизма "регуляторной гильотины" в Российской Федерации создается новая система правового регулирования на транспорте. В сфере транспортной безопасности стоит задача по установлению обязательных требований которые бы оптимально влияли на предотвращение негативных последствий социально значимых рисков и снижали их до приемлемого уровня. Напомню, что смысл применения механизма "регуляторной гильотины" заключен в отмене всех обязательных требований, которые до определенного момента не будут подвергнуты анализу на предмет их эффективности.

Данной работе пока трудно давать объективную оценку, это крайне сложный комплекс мер по совершенствованию законодательства, которое сильно взаимосвязанно и требует постоянного межведомственного взаимодействия, а также диалога с представителями бизнеса. На настоящий момент мы прошли половину пути и сейчас находимся на самой сложной стадии – доработки финальных версий проектов документов и внесения изменений с их последующим согласованием. Эта работа напрямую повлияет на те нормативные правовые акты, которые начнут действовать с 1 января 2021 года.

Как и любое нововведение, сравнительно молодое для нашей страны законодательство в сфере транспортной безопасности подвергалось доработке в процессе применения. Но оно уже не раз доказало свою эффективность на практике. После принятия Федерального закона от 02.08.2019 № 270-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О транспортной безопасности» и отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам обеспечения транспортной безопасности" закрепилась положительная динамика в работе над нормативными правовыми актами. Текущая версия закона регламентирует большинство важных моментов, однако, присутствует необходимость дальнейшей работы по их доработке, в том числе по расширению полномочий должностных лиц Ространснадзора, однозначности и понятности требований для субъектов транспортной инфраструктуры, а также разработки новых и современных информационных систем и программно-аппаратных комплексов. Достаточно много работы предстоит для формирования рабочей модели дистанционного контроля за обеспечением транспортной безопасности.

- А каков непосредственный вклад УТБ Ространснадзора в рамках рабочих органов по реализации механизма "регуляторной гильотины"? С какими инициативами выступает ведомство?

- На рассмотрение рабочими группами нами был направлен ряд предложений, отражающих позицию Управления. Так, например, в рамках проекта нового Федерального закона "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном надзоре в Российской Федерации" мы сформулировали предложения по включению в перечень субъектов проверок - специализированных организаций в области транспортной безопасности, включая учебные центры проводящие аттестации. Также мы предлагаем включить в данный перечень и подразделения транспортной безопасности. Ведь одной из приоритетных отраслевых задач на ближайшее будущее является качественное повышение стандартов безопасности в том числе с учетом международной практики в данной сфере. А это предполагает оснащение подразделений образцами современного оборудования, овладение и применение ими таких передовых методик, как технологии скрытого наблюдения и работа с алгоритмами поведенческого анализа. И, разумеется, в этой связи вопросы повышения качества подготовки личного состава должны, на наш взгляд, находиться в сфере государственного надзора. На настоящий момент деятельность тех же подразделений транспортной безопасности может быть проконтролирована лишь в рамках проверок взаимодействующих с ними субъектов транспортной инфраструктуры.

- Сформированы ли планы и порядок проверок на ближайшее время? И что в целом можно сказать о практике применения риск-ориентированного подхода, внедряемого в рамках реформы контрольно-надзорной деятельности?

- В основе риск-ориентированного подхода к проведению проверок лежит отнесение деятельности субъектов транспортной инфраструктуры к определенным категориям риска с учетом тяжести и вероятности наступления потенциальных негативных последствий невыполнения обязательных требований. Это дает возможность оптимально распределить нагрузку на инспекторский состав, с учетом важности проверяемых объектов. Данный подход позволяет с одной стороны сосредоточиться на работе по крупным перевозчикам и значимым объектам транспортной инфраструктуры и не оказывать повышенного давления на малый бизнес, который тем не менее остается в поле зрения надзорных органов. Кроме этого, сегодня основной упор делается на профилактику нарушений, разъяснительную и предупреждающую работу с выдачей соответствующих предостережений.

Что же касается планов на ближайшую перспективу, то постановлением Правительства РФ от 3 апреля 2020 г. № 438 фактически отменено проведение плановых проверок до конца 2020 года. В условиях, когда проводятся только внеплановые мероприятия и мероприятия без взаимодействия с юридическими лицами, предсказать и спланировать проведение контрольных (надзорных) мероприятий не представляется возможным. Все-таки текущий год в этом отношении по разным причинам, согласитесь - нетипичный.

Публикация АНО "АРТБТ"
Вся лента событий
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ
АКТУАЛЬНЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ