Подпишитесь на информационную рассылку АНО «АРТБТ»
*Поля обязательные для заполнения

Заполняя эту форму, вы соглашаетесь с Политикой обработки персональных данных
АНО «АРТБТ»
Контакты
Адрес: 115533, г. Москва, ул. Нагатинская, д. 17, корп. 1.
Телефон: +7 (495) 784-17-92
Почта: info@ano-artbt.ru
Подпишитесь на информационную рассылку АНО «АРТБТ»
*Поля обязательные для заполнения

Заполняя эту форму, вы соглашаетесь с Политикой обработки персональных данных
17.11.2020
Александр Пошивай о нацпроекте
по развитию внутреннего водного транспорта

Руководитель Росморречфлота в интервью «ПортНьюс» рассказал о ходе разработки документа, его целях, структуре,
а также о финансировании содержания внутренних водных путей.

- Александр Иванович, в связи с чем было принято решение о формировании отдельного нацпроекта по развитию водного транспорта?

- В новой структуре Комплексного плана модернизации магистральной инфраструктуры (КПМИ) федеральный проект «Внутренние водные пути» не предусмотрен. В связи с этим президентом России по итогам расширенного заседания президиума Государственного Совета 28 сентября 2020 года было дано поручение рассмотреть вопрос о разработке отдельного национального проекта, направленного на развитие внутреннего водного транспорта и о финансовом обеспечении содержания внутренних водных путей. В нацпроекте должны быть предусмотрены мероприятия по ликвидации лимитирующих участков, в том числе на внутренних водных путях Единой глубоководной системы европейской части Российской Федерации.

Необходимо отметить, что внутренний водный транспорт имеет комплексное значение в части обеспечения связанности территорий, жизнеобеспечения северных районов и труднодоступных населенных пунктов, водохозяйственного комплекса, гидроэнергетики, рыбного хозяйства, туризма, судостроения и других отраслей экономики. В условиях объективных факторов, сдерживающих развитие грузо- и пассажиропотоков, требуется актуальный, более детальный и всесторонний поход, который должен обеспечить качественное и инновационное развитие внутреннего водного транспорта и внутренних водных путей.

В этой связи и представляется целесообразным разработка национального проекта «Внутренний водный транспорт» на период до 2030 года с учетом его потенциальных возможностей, а также достижению таких национальных целей развития как «Комфортная и безопасная среда для жизни», «Достойный, эффективный труд и успешное предпринимательство».

- На каком этапе в настоящее время находится подготовка необходимых документов для формирования нацпроекта? Какова будет его структура?

- Сейчас намечен план по разработке национального проекта. Планируемая структура национального проекта в зависимости от поставленных задач и предполагаемых результатов по их достижению включает три федеральных проекта, которые взаимозависимы: «Развитие сети внутренних водных путей»; «Развитие грузовых и пассажирских перевозок внутренним водным транспортом и их инфраструктуры»; «Повышение уровня безопасности и экологичности внутреннего водного транспорта».

Уже сейчас разработаны структуры паспортов национального проекта и федеральных проектов, которые будут доработаны с учетом предложений субъектов Федерации и федеральных органов исполнительной власти.

Для подготовки конкретных предложений по мероприятиям и показателям, которые будут учитываться при формировании федеральных проектов всем субъектам Российской Федерации, на территориях которых действует внутренний водный транспорт, направлен проект Концепции национального проекта.

Мы обсуждали в профильном Комитете по транспорту и строительству Государственной Думы Федерального собрания, а также с профессиональным сообществом основные подходы данного проекта.

- Каковы главные цели нацпроекта?

- Миссией национального проекта признано развитие территорий субъектов Российской Федерации. Для достижения национальных целей и национальных показателей проектом Концепции определены цели нацпроекта.

Первое, это создание условий для развития территорий субъектов Российской Федерации и получение системных экономических, социальных, экологических и стратегических эффектов за счет роста грузопотоков и пассажиропотоков, включая туристский поток, по внутренним водным путям, развития отечественного судостроения, улучшения экологии мегаполисов и регионов, обеспечение национальной безопасности.

Второе, это развитие сети внутренних водных путей для удовлетворения потребности в перевозках пассажиров и грузов, реализации транзитного потенциала страны.

Третье, это увеличение объемов перевозки грузов и пассажиров внутренним водным транспортом.

Наконец, четвертое, это обеспечение безопасности судоходства, улучшение технического состояния и повышение уровня безопасности судоходных гидротехнических сооружений, транспортной безопасности объектов инфраструктуры внутреннего водного транспорта, снижения негативного воздействия на окружающую среду.

- Какой социально-экономический эффект ожидается от реализации нацпроекта?

- Предполагается, что экономический эффект будет достигнут за счет наиболее полного использования преимуществ внутреннего водного транспорта и транспортного потенциала внутренних водных путей, ускорения доставки грузов и пассажиров, развития отечественного судостроения, развития внутреннего и въездного туризма.

Социальный эффект достигается за счет обеспечения надежного функционирования транспортной инфраструктуры в труднодоступных и малонаселенных территориях, где водные пути являются безальтернативными маршрутами для грузового и пассажирского потока, при повышении доступности транспортных услуг, создания дополнительных рабочих мест, повышения мобильности населения, повышения качества жизни людей, устойчивого водоснабжения населения и предприятий.

Кроме того, более активное использование внутреннего водного транспорта в городских агломерациях окажет позитивное влияние на качество жизни. 14 из 16 городов-миллионников России расположены на внутренних водных путях. В них проживает 33,1 млн чел.

Численность населения в других прибрежных городах составляет около 30 млн чел. Таким образом, около половины населения России проживают и осуществляют свою деятельность в приречных регионах.

Экологический эффект достигается за счёт значительного сокращения выбросов загрязняющих веществ в атмосферу при применении газомоторного и других альтернативных видов топлива, электродвижения, а также за счёт мероприятий по экологической реабилитации водных объектов, санитарного обводнения рек, строительства современного флота.

Стратегический эффект достигается за счёт повышения обороноспособности страны.

Для реализации определенных задач и достижения планируемых показателей предполагается участие всех заинтересованных государственных органов исполнительной власти как на федеральном, так и на региональном уровне, а также бизнес-сообщества.

- Ожидаете ли вы мультипликативного эффекта для экономики страны от реализации нацпроекта?

- На синергию, мультипликативный эффект ставка точно делается. Ожидаемыми результатами национального проекта являются реализация потенциальных возможностей внутренних водных путей для социально-экономического развития регионов и Российской Федерации в целом; усиление позиций внутреннего водного транспорта в транспортной системе страны; обеспечение роста инвестиционной привлекательности и конкурентоспособности предприятий отрасли; рост экспортных и транзитных перевозок; развитие внутреннего и въездного туризма; снижение негативного воздействия транспортной системы на окружающую среду в связи с переводом части грузопотоков с наземных видов транспорта на самые экологичный со всех точек зрения, максимально щадящий окружающую среду речной флот.

Кроме того, реализация нацпроекта даст импульс для цифровизации услуг и сервисов внутреннего водного транспорта; обеспечит постоянную готовность к ликвидации последствий разливов нефти и нефтепродуктов на внутренних водных путях; платность за использование инфраструктуры внутренних водных путей на участках с существенным увеличением пропускной способности; интересы национальной безопасности.

Более того, обеспечение нормативного содержания внутренних водных путей и судоходных гидротехнических сооружений, а также создание условий для инвестирования в проекты развития и модернизации речной инфраструктуры позволят сделать следующий шаг – перейти от стабилизации объемов речных перевозок к их росту.

Достижение указанных результатов положительно повлияет на обеспечение доступности и качества перевозок грузов и пассажиров, прежде всего в районах Крайнего Севера, Сибири и Дальнего Востока, где 75% водных путей являются безальтернативными для доставки грузов и пассажиров, обеспечивая «северный завоз».

Будет обеспечена реализация транзитного потенциала Единой глубоководной системы в европейской части страны, (далее – ЕГС), а также устойчивого соединения добывающих и промышленных предприятий Сибирского региона с Северным морским путем.

Устранение инфраструктурных ограничений на внутренних водных путях ЕГС позволит организовать новые круизные маршруты, соединяющие Балтийский, Каспийский и Азово-Черноморский бассейны с использованием новых пассажирских судов смешанного река-море плавания.

Создание стабильных и безопасных условий судоходства на внутренних водных путях является гарантией заинтересованности субъектов Российской Федерации и бизнеса в инвестировании развития причальной инфраструктуры и строительстве грузовых и пассажирских судов.

В результате достижения целей Национального проекта «Внутренний водный транспорт» будут созданы условия для увеличения пассажиро- и грузопотоков по внутренним водным путям, развития отечественного судостроения, улучшения экологии мегаполисов и регионов.

Учитывая мультипликативный эффект от реализации проекта ожидается увеличение инвестиций в экономику Российской Федерации, создание дополнительных рабочих мест, в том числе в смежных отраслях (туризм, судостроение и т.д.), увеличение загрузки отечественных производственных мощностей.

- Как вы будете учитывать предложения субъектов Федерации относительно нацпроекта? Сколько таких предложений уже поступило?

- Поступило уже более трех десятков предложений от субъектов Федерации и мы очень благодарны за их работу, поскольку мы заинтересованы в наличии обратной связи с регионами и получении от них информации о локальных особенностях и проблемах. Сейчас работа с регионами продолжается и после ее завершения можно будет говорить о формировании бюджета национального проекта, который, как мы рассчитываем, будет одобрен на заседании правительственной комиссии в ноябре этого года.

- Достаточен ли уровень финансирования содержания внутренних водных путей в настоящее время?

- Сейчас финансирование содержания внутренних водных путей подрос к уровню 5-10 летней давности, но все еще находится на уровне ниже нормативного, выйти на их нормативное финансирование планируется в 2023 году.

Кроме этого, в проекте будут предусмотрены крупные инфраструктурные стройки, поддержка судостроения, мероприятия по повышению привлекательности пассажирских перевозок. До 2030 года сейчас набирается мероприятий примерно на 700-800 млрд руб., эта сумма будет уточнена.

Интервью подготовил Виталий Чернов.

Источник: https://portnews.ru/comments/2929/

Вся лента событий
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ
АКТУАЛЬНЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ
Error get alias