Подпишитесь на информационную рассылку АНО «АРТБТ»
*Поля обязательные для заполнения

Заполняя эту форму, вы соглашаетесь с Политикой обработки персональных данных
АНО «АРТБТ»
Контакты
Адрес: 115533, г. Москва, ул. Нагатинская, д. 17, корп. 1.
Телефон: +7 (495) 784-17-92
Почта: info@ano-artbt.ru
Подпишитесь на информационную рассылку АНО «АРТБТ»
*Поля обязательные для заполнения

Заполняя эту форму, вы соглашаетесь с Политикой обработки персональных данных
01.07.2020
Классификация объектов инфраструктуры воздушного транспорта
Нормативный экскурс в части определения идентификационных признаков проектируемых зданий и сооружений.
В ходе проведения государственной экспертизы проектной документации объектов инфраструктуры воздушного транспорта одной из задач при идентификации зданий и сооружений является отнесение объектов по функциональному назначению и характерным признакам к различным функционально-типологическим группам по видам, определяемым Положением о составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 февраля 2008 года № 87.

Согласно части 1 статьи 7.1 Воздушного кодекса Рос­сийской Федерации к объектам инфраструктуры воз­душного транспорта относятся следующие объекты:

- аэродромы, вертодромы, обустроенные места для при­воднения и причаливания воздушных судов, прочие объ­екты, необходимые для взлета, посадки, руления и сто­янки воздушных судов;
- аэровокзалы (терминалы) и иные объекты, в том чис­ле объекты капитального строительства, необходимые для посадки на воздушное судно и высадки из него пас­сажиров, погрузки, разгрузки и хранения грузов, пере­возимых воздушным судном, обслуживания и обеспече­ния безопасности пассажиров и грузов;
- объекты единой системы организации воздушного движения;
- наземные объекты, необходимые для эксплуатации, содержания, строительства, реконструкции и ремонта аэропортов, аэродромов и вертодромов, подземные со­оружения и инженерные коммуникации;
- здания и сооружения, расположенные на территориях аэропортов, аэродромов, вертодромов и предназначенные для обеспечения авиационной безопасности, оказания услуг, обеспечения государственного контроля (надзора) в области использования воздушного пространства.

Вышеперечисленные объекты в соответствии с частью 5 статьи 1 Федерального закона от 9 февраля 2007 года № 16-ФЗ «О транспортной безопасности» явля­ются объектами транспортной инфраструктуры — техно­логическим комплексом, включающим в себя в том числе:
- аэродромы и аэропорты;
- (пп. «ж» в ред. Федерального закона от 2 августа 2019 года № 270-ФЗ «О внесении изменений в Феде­ральный закон "О транспортной безопасности" и отдель­ные законодательные акты Российской Федерации по вопросам обеспечения транспортной безопасности»);
- определяемые Правительством Российской Феде­рации [...] вертодромы, посадочные площадки, а также обеспечивающие функционирование транспортного комплекса здания, сооружения и помещения для обслу­живания пассажиров и транспортных средств, погрузки, разгрузки и хранения грузов повышенной опасности и (или) опасных грузов, на перевозку которых требуется специальное разрешение;
- (пп. «3» Федерального закона от 2 августа 2019 года № 270-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный за­кон "О транспортной безопасности" и отдельные зако­нодательные акты Российской Федерации по вопросам обеспечения транспортной безопасности»);
- здания, строения, сооружения, обеспечивающие управление транспортным комплексом, его функци­онирование, используемые федеральными органами исполнительной власти в области транспорта, их тер­риториальными органами и подведомственными орга­низациями, а также объекты систем связи, навигации и управления движением транспортных средств воз­душного, железнодорожного, морского и внутреннего водного транспорта, определяемые федеральным орга­ном исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и норматив­но-правовому регулированию в сфере транспорта, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти в области обеспечения безопасности Российской Федерации, федеральным органом исполнительной вла­сти, осуществляющим функции по выработке государ­ственной политики и нормативно-правовому регулиро­ванию в сфере внутренних дел.
Часть 3 статьи 40 Воздушного кодекса Российской Федерации определяет аэропорт как комплекс со­оружений, включающий в себя аэродром, аэровокзал и другие сооружения, предназначенный для приема и отправки воздушных судов, обслуживания воздуш­ных перевозок и имеющий для этих целей необходи­мое оборудование.
Таким образом, очевидно, что аэропорт — это слож­ный технологический комплекс, являющийся объектом транспортной инфраструктуры, который имеет в сво­ем составе здания, строения и сооружения различного функционального назначения в зависимости от осу­ществляемых в них технологических процессов.

***

Градостроительным регламентом, согласно частям 1 и 2 статьи 37 Градостроительного кодекса Россий­ской Федерации, устанавливаются основные, условно разрешенные и вспомогательные виды разрешенно­го использования, предельные параметры земельных участков и предельные параметры разрешенного стро­ительства, реконструкции объектов капитального стро­ительства. Применительно к каждой территориальной зоне устанавливаются виды разрешенного использова­ния земельных участков и объектов капитального стро­ительства.

В результате градостроительного зонирования для размещения аэропорта выделяются территориальные зоны, определяемые частью 7 статьи 35 Градостроитель­ного кодекса Российской Федерации.

В состав производственных зон, а также зон инженер­ной и транспортной инфраструктур могут включаться:
- коммунальные зоны — для размещения коммуналь­ных и складских объектов, объектов жилищно-комму­нального хозяйства, объектов транспорта, объектов оп­товой торговли;
- производственные зоны — для размещения производ­ственных объектов с различными нормативами воздей­ствия на окружающую среду;
- иные виды производственной, инженерной и транс­портной инфраструктур.

***

Частью 8 статьи 35 Градостроительного кодекса Рос­сийской Федерации определяется назначение произ­водственных зон, а также зон инженерной и транспорт­ной инфраструктур для размещения:
- промышленных, коммунальных и складских объектов;
- объектов инженерной и транспортной инфраструктур, в том числе сооружений и коммуникаций железнодо­рожного, автомобильного, речного, морского, воздушно­го и трубопроводного транспорта, связи;
- санитарно-защитных зон таких объектов в соответ­ствии с требованиями технических регламентов.

То есть для территориальной «зоны транспортной ин­фраструктуры» градостроительный регламент устанав­ливает следующие виды разрешенного использования: для объектов производственного назначения, объектов коммунального хозяйства и объектов транспортной инфраструктуры как производственного, так и непроиз­водственного назначения.

***

Здания и сооружения идентифицируются в соот­ветствии с частью 1 статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2009 года № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» по следующим признакам:
- назначение;
- принадлежность к объектам транспортной инфра­структуры и к другим объектам, функционально-техно­логические особенности которых влияют на их безопас­ность;
- возможность опасных природных процессов и явле­ний и техногенных воздействий на территории, на ко­торой будут осуществляться строительство, реконструк­ция и эксплуатация здания или сооружения;
- принадлежность к опасным производственным объ­ектам;
- пожарная и взрывопожарная опасность;
- наличие помещений с постоянным пребыванием лю­дей;
- уровень ответственности.

***

Идентификация здания или сооружения по призна­кам, предусмотренным пунктами 1 и 2 части 1 статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2009 года № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и со­оружений», должна проводиться в соответствии с за­конодательством Российской Федерации. В случае отсутствия предусмотренных законодательством Рос­сийской Федерации общероссийских классификаторов технико-экономической и социальной информации за­стройщик (заказчик) вправе для идентификации зда­ния или сооружения по указанным признакам исполь­зовать классификаторы, включенные в нормативные правовые акты, утвержденные федеральными органа­ми исполнительной власти.

Здания и сооружения в составе аэропорта, как уже было обозначено выше, частью 5 статьи 1 Фе­дерального закона от 9 февраля 2007 года № 16-ФЗ «О транспортной безопасности» идентифицируются по принадлежности как объекты транспортной инфра­структуры.

По функционально-типологическим группам здания и сооружения в составе аэропорта подразделяются в за­висимости от основного функционального назначения. Частью 2 главы I «Положения о составе разделов про­ектной документации и требованиях к их содержанию», утвержденного Постановлением Правительства Россий­ской Федерации от 16 февраля 2008 года № 87, объекты капитального строительства, в зависимости от функцио­нального назначения и характерных признаков, подраз­деляются на следующие виды:
- объекты производственного назначения (здания, строения, сооружения производственного назначения, в том числе объекты обороны и безопасности), за исклю­чением линейных объектов;
- объекты непроизводственного назначения (здания, строения, сооружения жилищного фонда, социально- культурного и коммунально-бытового назначения, а так­же иные объекты капитального строительства непроиз­водственного назначения);
- линейные объекты (трубопроводы, автомобильные и железные дороги, линии электропередачи и другие).

***
Для определения идентификационного признака объ­екта капитального строительства, предусмотренного пун­ктом 1 части 1 статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2009 года № 384-ФЗ «Технический регламент о безопас­ности зданий и сооружений», используется «ОК 029-2014 (КДЕС Ред. 2). Общероссийский классификатор видов эко­номической деятельности», утвержденный Приказом Росстандарта от 31 января 2014 года №14-ст, согласно которо­му основные виды деятельности объектов инфраструктуры воздушного транспорта сгруппированы:
- в разделе Н «Транспортировка и хранение», включа­ющем в себя перевозку грузов и пассажиров, подчиня­ющуюся либо не подчиняющуюся расписанию, деятель­ность вокзалов и терминалов, стоянки для транспортных средств, обработку и хранение груза, за исключением капитального ремонта и/или технического обслужива­ния транспортных средств;
- в разделе С «Обрабатывающие производства» — в ча­сти капитального ремонта и реконструкции летательных аппаратов и их двигателей;
- в разделе G «Торговля оптовая и розничная; ремонт автотранспортных средств и мотоциклов» — в части ре­монта автомобильного транспорта;
- в случае устройства на территории аэропорта гости­ниц и прочих мест для временного проживания следует руководствоваться разделом I «Деятельность гостиниц и предприятий общественного питания».

Лариса Бондарь, главный специалист отдела объектов транспортного комплекса управления объектов транспортного и гидротехнического назначения Главгосэкспертизы России.

Источник: журнал "Вестник государственной экспертизы"
Вся лента событий
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ
АКТУАЛЬНЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ