Подпишитесь на информационную рассылку АНО «АРТБТ»
*Поля обязательные для заполнения

Заполняя эту форму, вы соглашаетесь с Политикой обработки персональных данных
АНО «АРТБТ»
Контакты
Адрес: 115533, г. Москва, ул. Нагатинская, д. 17, корп. 1.
Телефон: +7 (495) 784-17-92
Почта: info@ano-artbt.ru
Подпишитесь на информационную рассылку АНО «АРТБТ»
*Поля обязательные для заполнения

Заполняя эту форму, вы соглашаетесь с Политикой обработки персональных данных
01.06.2020
Государственная экспертиза: соответствие требованиям транспортной безопасности
В настоящее время Главгосэкспертиза России принимает ряд мер, направленных на повышение качества подготовки проектной документации в части мероприятий по обеспечению транспортной безопасности ОТИ.
С момента утверждения правительством Российской Федерации требований по обеспечению транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры по видам транспорта на этапе их проектирования и строительства эксперты Главгосэкспертизы России в рамках экспертизы проектной документации по объектам капитального строительства ежегодно рассматривают более 70 объектов транспортной инфраструктуры, определяемых в соответствии с частью 5 Федерального закона от 09.02.2007 № 16-ФЗ, включая социально значимые объекты.

Так, например, проводилась экспертиза проектной документации по оснащению инженерно-техническими средствами обеспечения транспортной безопасности (далее — ИТС ОТБ) транспортного перехода через Кер­ченский пролив, железнодорожных подходов к транс­портному переходу через Керченский пролив. Также осуществлена экспертиза проектной документации строительства железнодорожных парков и развития же­лезнодорожной станции Новороссийск Северо-Кавказ­ской железной дороги, строительства объектов морского порта в районе поселка Сабетта, строительства погра­ничного автодорожного мостового перехода через реку Амур в районе города Благовещенска, аэропортов Ше­реметьево, Домодедово, Внуково, Хабаровск, Симферо­поль, высокоскоростной железнодорожной магистрали Москва — Казань — Екатеринбург (ВСМ 2) и др.

По результатам проведения экспертизы проектной документации на предмет соответствия требованиям транспортной безопасности, в том числе антитеррористической защищенности, выявлены и устранены следу­ющие ошибки в исходно-разрешительной документации и проектных решениях:

- недостаточность или отсутствие в задании застрой­щика/технического заказчика на проектирование тре­бований к инженерно-техническим решениям по обе­спечению транспортной безопасности, в том числе антитеррористической защищенности;
- несоответствие проектных решений по обеспечению транспортной безопасности, в том числе антитеррористической защищенности, требованиям технических регламентов, требованиям антитеррористической защищенности, а также заданию на проектирование.

В соответствии с частью 2 статьи 8 Федерального за­кона от 9 февраля 2007 года № 16-ФЗ «О транспортной безопасности» (далее — 16-ФЗ) на этапе проектирования и строительства объектов транспортной инфраструктуры необходимо учитывать требования по обеспечению транспортной безопасности объектов транспортной ин­фраструктуры по видам транспорта на этапе их проекти­рования и строительства, утвержденные Постановлени­ем Правительства Российской Федерации от 23 января 2016 года № 29 (далее - ПП РФ № 29).

Данные требования обязательны для исполнения за­стройщиками объектов транспортной инфраструктуры.

Согласно части 11 статьи 48 Градостроительного ко­декса Российской Федерации подготовка проектной до­кументации осуществляется на основании задания за­стройщика или технического заказчика (при подготовке проектной документации на основании договора подря­да на подготовку проектной документации), результатов инженерных изысканий, информации, указанной в гра­достроительном плане земельного участка, или в случае подготовки проектной документации линейного объ­екта — на основании проекта планировки территории и проекта межевания территории (за исключением слу­чаев, при которых для строительства, реконструкции ли­нейного объекта не требуется подготовка документации по планировке территории), в соответствии с требовани­ями технических регламентов, техническими условиями, разрешением на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства.

Какие же основные требования к инженерно-техни­ческим решениям по обеспечению транспортной без­опасности, в том числе антитеррористической защищен­ности, необходимо указывать в задании застройщика/ технического заказчика на проектирование?

1. В соответствии с пунктом 5 требований по обеспече­нию транспортной безопасности объектов транспорт­ной инфраструктуры по видам транспорта на этапе их проектирования и строительства, утвержденных ПП РФ № 29, проектирование объектов транспортной инфра­структуры осуществляется с учетом их предварительной категории, установленной в соответствии с пунктом 4 указанных требований, или присвоенной категории ре­конструируемого объекта транспортной инфраструкту­ры. В задании на проектирование необхо­димо указывать сведения о категории объекта транспортной инфраструктуры.
2. При реконструкции объекта транспортной инфра­структуры в задании на проектирование указываются сведения о необходимости корректировки утвержденно­го плана обеспечения транспортной безопасности. Если реконструкция объекта транспортной инфраструктуры влечет необходимость корректировки утвержденного для него плана обеспечения транспортной безопасно­сти, в задании на проектирование необходимо указы­вать требования к объему корректировки в части меро­приятий по обеспечению транспортной безопасности.
Если застройщик не является субъектом транспортной инфраструктуры в отношении реконструируемого объек­та транспортной инфраструктуры, требования к объему корректировки согласовываются с субъектом транспорт­ной инфраструктуры в отношении реконструируемого объекта (пункт 7 требований по обеспечению транспорт­ной безопасности объектов транспортной инфраструк­туры по видам транспорта на этапе их проектирования и строительства, утвержденных ПП РФ № 29).
3. При строительстве, реконструкции объектов транс­портной инфраструктуры (далее — ОТИ), являющихся объектами капитального строительства, финансиро­вание которых не предусматривается за счет средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, в задании на проектирование указываются требования о необходимости разработки в проектной документации проектных решений, направленных на реализацию ме­роприятий по обеспечению транспортной безопасности на период строительства.
4. Указывается перечень нормативных документов, на­циональных стандартов и сводов правил, в соответствии с которыми необходимо разработать решения по обе­спечению транспортной безопасности ОТИ.
5. Определяется класс объекта по значимости (пункт 6.1.3 СП 132.13330.2011. «Свод правил. Обеспечение антитеррористической защищенности зданий и соору­жений. Общие требования проектирования»),
6. Сведения о наличии критических элементов объекта транспортной инфраструктуры.
7. Требования в части выделения служебных и под­собных помещений на объектах транспортной инфра­структуры, предназначенных для предоставления на безвозмездной основе территориальным органам и подразделениям полиции, выполняющим задачи по обеспечению безопасности граждан и охране обще­ственного порядка, противодействию преступности непосредственно на объектах транспортной инфра­структуры железнодорожного, водного, воздушного транспорта и метрополитенах, и органам федеральной службы безопасности (в случае строительства и (или) реконструкции (в результате которой площадь рекон­струируемого объекта транспортной инфраструктуры и число прибывающих и отправляемых в течение ка­лендарного года пассажиров увеличатся более чем на 20 процентов) аэропортов, метрополитенов, а также морских терминалов, речных портов и железнодорож­ных вокзалов, соответствующих первой и второй кате­гориям, предусмотренным законодательством Россий­ской Федерации в области транспортной безопасности, и (или) отнесенных к указанным категориям).
8. Требования к проектным решениям при реализации положений, предусмотренных статьей 8 Федерального закона от 9 февраля 2007 года № 16-ФЗ «О транспортной безопасности» (состав инженерно-технических средств обеспечения транспортной безопасности, требования к техническим средствам и др.).

Согласно требованиям части 2 статьи 15 Федерально­го закона от 30 декабря 2009 года №384-Ф3 «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений», в про­ектной документации здания или сооружения лицом, осуществляющим подготовку проектной документации, должны быть учтены исходные данные, передаваемые застройщиком (заказчиком) в соответствии с законода­тельством о градостроительной деятельности.

По результатам проведения государственной экс­пертизы выявлено, что при подготовке проектной доку­ментации в части инженерно-технических решений по обеспечению транспортной безопасности, в том числе антитеррористической защищенности объектов транс­портной инфраструктуры, необходимо особое внимание обращать на выполнение таких требований норматив­ных документов, как:

- требования о составе разделов проектной докумен­тации и требования к их содержанию, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 февраля 2008 года № 87 (далее — Положение № 87), в части мероприятий по обеспечению транспортной без­опасности, в том числе антитеррористической защищен­ности, объектов капитального строительства. При этом необходимо учитывать, что отсутствие решений при реализации требований, предусмотренных статьей 8 Федерального закона от 9 февраля 2007 года № 16-ФЗ «О транспортной безопасности», должно быть обосно­вано нормативными документами и/или заданием на проектирование. Решения по реализации мероприятий по обеспечению транспортной безопасности (например, в части схемы планировочной организации земельного участка, архитектурных решений, конструктивных и объ­емно-планировочных решений, решений, систем элек­троснабжения, сетей связи и др.) должны быть отражены в соответствующих разделах проектной документацией согласно Положению № 87;
- определение перечня ОТИ в рамках проектируемо­го объекта капитального строительства в соответствии с частью 5 статьи 1 Федерального закона от 9 февраля 2007 года № 16-ФЗ «О транспортной безопасности». При определении ОТИ также необходимо учитывать положения Постановления Правительства Российской Федерации от 18 июля 2016 года № 686 «Об определе­нии участков автомобильных дорог, железнодорожных и внутренних водных путей, вертодромов, посадочных площадок, а также иных обеспечивающих функциони­рование транспортного комплекса зданий, сооруже­ний, устройств и оборудования, являющихся объектами транспортной инфраструктуры» и требования приказа Министерства транспорта Российской Федерации от 23 июля 2014 года № 196 «Об установлении перечня объектов транспортной инфраструктуры и транспорт­ных средств, не подлежащих категорированию по видам транспорта»;
- пункты 4, 5 требований по обеспечению транспорт­ной безопасности объектов транспортной инфраструк­туры по видам транспорта на этапе их проектирования и строительства, утвержденных Постановлением Прави­тельства Российской Федерации от 23 января 2016 года № 29, о согласовании предварительной категории стро­ящегося ОТИ с компетентным органом в области обеспе­чения транспортной безопасности;
- требования об установлении предполагаемых границ зоны транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры и ее частей с учетом положений нор­мативно-технических документов в части определения данных понятий по видам транспорта;
- требования правил проведения досмотра, дополни­тельного досмотра, повторного досмотра в целях обе­спечения транспортной безопасности, утвержденные приказом Министерства транспорта Российской Феде­рации от 23 июля 2015 года № 227, в части выделения отдельных помещений и/или участков помещений для досмотра и требований по их оснащению;
- требования частей 2.2.4 статьи 12 Федерального за­кона от 9 февраля 2007 года № 16-ФЗ «О транспортной безопасности» и приказа Министерства транспорта Рос­сийской Федерации от 23 июля 2015 года № 227 в части выделения и оснащения на ОТИ отдельных помещений или участков помещений:

а) для размещения работников подразделений транс­портной безопасности;
б) для оформления оружия, боеприпасов и специаль­ных средств, переданных пассажирами для временного хранения на период проезда;
в) для временного хранения добровольно сданных, об­наруженных и изъятых в ходе досмотра, дополнительного досмотра или повторного досмотра предметов и веществ, которые запрещены или ограничены для перемещения;
г) для проведения досмотра физических лиц;
д) служебных и подсобных помещений для предоставле­ния на безвозмездной основе территориальным органам и подразделениям полиции, выполняющим задачи по обе­спечению безопасности граждан и охране общественного порядка, противодействию преступности непосредственно на ОТИ железнодорожного, водного, воздушного транспор­та и метрополитенах, и органам ФСБ России;

- требования статьи 12 Федерального закона от 9 фев­раля 2007 года № 16-ФЗ «О транспортной безопасности», касающиеся доступа к данным с ТС ОТБ и передачи та­ких данных в служебные помещения на ОТИ, предостав­ленные территориальным органам и (или) подразделе­ниям федеральных органов исполнительной власти для выполнения задач на ОТИ в соответствии с установлен­ными полномочиями;
- требования к функциональным свойствам техниче­ских средств обеспечения транспортной безопасности, утвержденные Постановлением Правительства Россий­ской Федерации от 26 сентября 2016 года № 969;
- требования по обеспечению транспортной безопас­ности объектов (зданий, строений, сооружений), не являющихся объектами транспортной инфраструк­туры и расположенных на земельных участках, при­легающих к объектам транспортной инфраструктуры и отнесенных в соответствии с земельным законода­тельством Российской Федерации к охранным зонам земель транспорта, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 января 2016 года № 29;
- требования СП 132.13330.2011 «Свод правил. Обе­спечение антитеррористической защищенности зда­ний и сооружений. Общие требования проектирова­ния».

Заключение

В настоящее время Главгосэкспертиза России при­нимает ряд мер, направленных на повышение ка­чества подготовки проектной документации, в том числе в части мероприятий по обеспечению транс­портной безопасности объектов транспортной инфра­структуры:

- на базе Учебного центра Главгосэкспертизы России проходят обучающие семинары по разъяснению поряд­ка проведения экспертизы проектной документации на предмет соответствия требованиям транспортной без­опасности, в том числе антитеррористической защищен­ности объектов транспортной инфраструктуры;
-усовершенствован порядок рассмотрения обраще­ний, заявлений, предложений и жалоб, поступающих в Главгосэкспертизу России (на сайте Главгосэкспер­тизы России создан раздел «Интернет-приемная» для электронного обращения граждан и юридических лиц). К рассмотрению принимаются электронные обращения, относящиеся к сфере компетенции Главгосэкспертизы России;
- выпускается отраслевой журнал «Вестник государ­ственной экспертизы», в котором размещаются мнения и разъяснения экспертов Главгосэкспертизы России и лучших теоретиков и практиков, работающих в сфере строительства, а также правоведов, представителей за­конодателя, регулятора и смежных отраслей;
- Главгосэкспертиза России активно участвует в совер­шенствовании нормативного правового регулирования в установленной сфере деятельности, в том числе в ча­сти технических регламентов.

Татьяна Лапина, заместитель начальника отдела электроснабжения и слаботочных систем управления инженерного обеспечения Главгосэкспертизы России,
Станислав Публиченко, заместитель начальника управления безопасности - начальник отдела безопасности и режима Главгосэкспертизы России.

Источник: журнал "Вестник государственной экспертизы"
Вся лента событий
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ
АКТУАЛЬНЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ