Подпишитесь на информационную рассылку АНО «АРТБТ»
*Поля обязательные для заполнения

Заполняя эту форму, вы соглашаетесь с Политикой обработки персональных данных
АНО «АРТБТ»
Контакты
Адрес: 115533, г. Москва, ул. Нагатинская, д. 17, корп. 1.
Телефон: +7 (495) 784-17-92
Почта: info@ano-artbt.ru
Подпишитесь на информационную рассылку АНО «АРТБТ»
*Поля обязательные для заполнения

Заполняя эту форму, вы соглашаетесь с Политикой обработки персональных данных
19.06.2020
Аттестация СОТБ: до и после карантина
О нормативных и процедурных аспектах проблематики аттестации сил обеспечения транспортной безопасности,
а также об особенностях конкурентной среды в этой сфере
мы беседуем с заместителем генерального директора ООО "Водный эксперт" Сергеем Зайцевым.

- Сергей Васильевич, как, исходя из реальной практики, можно оценить влияние ситуации с введением карантинных мер против коронавирусной инфекции
на практику аттестации сил обеспечения транспортной безопасности (далее - СОТБ)?


- Я думаю, сегодня мы можем говорить о том, что режим самоизоляции, связанный с пандемией COVID-19 негативно повлиял на процесс проведения аттестации СОТБ и практически парализовал его на время карантина. Да, конечно, при этом, необходимые для прохождения аттестации документы продолжали подаваться заявителями и рассматриваться органами аттестации, но проведение проверок аттестуемых лиц фактически было приостановлено. Пожалуй, правда, за некоторым исключением. Например, нашей организацией в тех регионах, где позволяла эпидемиологическая обстановка, все же проводились разовые мероприятия. Но, разумеется, с учетом всех требований Роспотребнадзора и местных властей.

В результате, по мере выхода страны из режима самоизоляции, органы по аттестации СОТБ и аттестующие организации столкнутся с наплывом аттестуемых лиц, не имевших до этого возможности пройти предусмотренные законодательством процедуры. Также в данном контексте необходимо отметить, что время карантина стало для аттестующих организаций серьезным испытанием на прочность. Перед многими нашими коллегами в полный рост встал вопрос сохранения кадрового потенциала в затруднительной экономической ситуации. А для кого-то время массовой самоизоляции поставило проблему выживания бизнеса. Конкретно же о "Водном эксперте" тут можно сказать, что не смотря на объективные трудности, с которыми столкнулась компания, нам удалось сохранить штат квалифицированных сотрудников, необходимый для обеспечения планомерной и качественной работы в дальнейшей перспективе.

- 4 июня 2019 года Росморречфлот, последним в ряду компетентных органов, привлек аттестующие организации к работе по аттестации СОТБ. Как спустя год можно оценить эффективность этого решения? Каковы, на ваш взгляд, его плюсы и минусы?

- Данное решение Росморречфлота, вне всяких сомнений, стало хорошей новостью как для субъектов транспортной инфраструктуры и подразделений транспортной безопасности, являющихся заказчиками услуг по аттестации, так и, разумеется, для представителей бизнеса из числа аттестующих организаций.

Заказчики, при прохождении аттестации получили возможность выбирать ту организацию, которая им подходит больше всего исходя из таких критериев как: месторасположение, качество оказываемых услуг, их стоимость. Стало возможным проведение конкурентных процедур. Ведь до получения возможности привлечения аттестующих организаций, заявители, как правило, были вынуждены идти на заключения договоров с органом аттестации, как единственным поставщиком услуг.

На настоящий момент реестр аккредитованных Росморречфлотом аттестующих организаций содержит названия 24 компаний. Это создает условия для возникновения здоровой конкурентной среды. Рынок услуг в данной сфере еще находится в стадии формирования, однако количество его участников уже не может не сказаться благоприятно на уровнях качества и стоимости оказания услуг.

Кроме этого, многие из вышедших на рынок аттестующих организаций в состоянии предложить клиентам более гибкий режим оказания услуг. Это, в конечном счете положительно влияет на уровень обеспечения защищенности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств от актов незаконного вмешательства. Ведь в зависимости от складывающихся ситуаций, к аттестующим организациям нередко обращаются субъекты транспортной инфраструктуры, у которых нет возможности направить сотрудников по месту расположения площадок органов аттестации. В этом случае специалисты готовы выехать непосредственно к заявителю. Клиентами аттестующих компаний также нередко становятся те заявители, у которых ввиду предписаний контролирующих органов нет возможности ждать своей очереди на выездную проверку органом аттестации. К слову, отдельным заказчикам, не идя навстречу, иногда и вовсе отказывают в проведении такой проверки.

Резюмируя, можно однозначно утверждать, что решение Росморречфлота стало своевременным и оказало позитивное влияние на процесс аттестации СОТБ на морском и внутреннем водном транспорте.

В данном контексте также, хотелось бы отдельно отметить своевременность внесения Федеральным законом от 02.08.2019 г. №270-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О транспортной безопасности" и отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам обеспечения транспортной безопасности" (далее - 270-ФЗ) части 2.1. статьи 12.1, закрепившей на уровне федерального законодательства право заказчиков самостоятельно определять привлекаемую аттестующую организацию. Это исключило возможность двоякой трактовки аналогичного положения, закрепленного в Правилах аттестации сил обеспечения транспортной безопасности, утвержденных постановлением Правительства РФ от 26 февраля 2015 г. №172 "О порядке аттестации сил обеспечения транспортной безопасности".

- Существует мнение, что аттестующие организации, являющиеся частными компаниями, в своей деятельности исходят главным образом из стремления извлечения прибыли. И поэтому они при проведении аттестации СОТБ готовы идти на различные нарушения, вплоть до гарантии клиенту ее стопроцентного прохождения. Не заслуживают ли, исходя из этой логики, органы аттестации большего доверия в профессиональном смысле?

- Как и в любой другой коммерческой сфере, такие аттестующие организации, о которых вы говорите, безусловно, найдутся. Однако, здесь не стоит преуменьшать роль контрольно-надзорных органов и федеральных агентств по видам транспорта, которые в соответствии со своей компетенцией пристально следят за деятельностью аттестующих организаций. Об эффективности результатов такой деятельности красноречиво говорит наличие в реестрах достаточного количества аннулированных свидетельств об аккредитации.

Отдельно хотелось бы отметить и то, что все данные об этапах проведения аттестации, включая аудио- и видеоматериалы проверок и сроки выполнения всех процедур отслеживаются Единой государственной информационной системой обеспечения транспортной безопасности (ЕГИС ОТБ), к которой имеется непосредственный доступ в МВД России и в ФСБ России.

Также я бы не сбрасывал со счетов и тот фактор, что по разным причинам уровень контроля за частными организациями зачастую выше, чем за их конкурентами из числа органов аттестации. Ну а поскольку услуга по проведению аттестации, оказываемая как аттестующими организациями, так и органами аттестации, является возмездной, то полностью исключить коррупционную составляющую невозможно ни в одной из этих сфер.

Думаю, что оценивать потенциальное качество характеристик предоставления услуг по аттестации СОТБ следует не по линии частное-государственное, а в плоскости профессиональных подходов к данной работе. И здесь есть смысл обратить внимание на практику конкретных исполнителей и в том числе допускаемые ими нарушения. Ведь некоторые из них могут повлечь за собой опасность для жизни и здоровья аттестуемых лиц. Так, например, я считаю обязательным установление особого контроля за площадками, на которых проводится проверка соответствия уровня физической подготовки аттестуемых СОТБ, на предмет наличия у работников, которые ее проводят, соответствующей квалификации.

- Стоит ли, на ваш взгляд, в обозримой перспективе ожидать внесения каких-либо изменений в нормативные правовые документы, регулирующие процедуру аттестации СОТБ?

- Думаю, этот вопрос, прежде всего, нужно адресовать представителям соответствующих госорганов Российской Федерации. Однако, по моему ощущению, ввиду недавних изменений, внесенных 270-ФЗ в минувшем году в Федеральный закон от 09.02.2007 г. №16-ФЗ «О транспортной безопасности» (далее - 16-ФЗ), а также выхода распоряжения Правительства РФ от 03.02.2020 №186-р, которыми еще два вида работ отнесены к работам, непосредственно связанным с обеспечением транспортной безопасности - нас ждут серьезные изменения нормативной базы в области аттестации СОТБ.

Что на мой взгляд наиболее важно для субъектов транспортной инфраструктуры, названные изменения повлекут за собой серьезную переработку тестовых вопросов, применяемых при проверке знаний, умений, и навыков СОТБ. Поэтому хотелось бы обратиться к организациям, осуществляющим обучение по транспортной безопасности своевременно подготовить изменения в свои программы обучения, с целью недопущения разрыва между материалом, изучаемым в процессе обучения и теми вопросами, на которые нужно будет отвечать при прохождении аттестации.

- А что можно сказать об имеющихся на настоящий момент пробелах и нестыковках законодательства о транспортной безопасности в сфере аттестации СОТБ?

- Увы, далеко не все из них пока устранены. Приведу ряд примеров.

Так, до настоящего времени не урегулирован вопрос выдачи дубликата свидетельства об аттестации, что вызывает существенные неудобства для его держателей в случае утери, либо удержания документа работодателем, обеспечившим и оплатившим работнику аттестацию.

Кроме этого, формой свидетельства об аттестации предусмотрена его пролонгация. Однако такая процедура до сих пор не регламентирована и по истечении срока действия документа на практике требуется его повторное получение.

Также не регламентированы требования к знаниям, умениям, навыкам работников специализированных организаций в области обеспечения транспортной безопасности, проводящих оценку уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств И более того, такие работники даже отсутствуют в перечне тех, кто имеет право подать документы на аттестацию.

Проблемой является и существующая возможность двоякой трактовки положений законодательства об объемах обработки персональных данных на основании договора, предусмотренного частью 1.2 статьи 10 16-ФЗ, что позволяет органам аттестации фактически обязывать заявителей на аттестацию заключать договор только с органом аттестации, не смотря на наличие также привлеченных для этой цели аттестующих организаций

Перечень документов, представляемых для проведения аттестации требует доработки в части исключения из него отмененного медицинского заключения, и добавления в него справки об отсутствии административных наказаний за потребление наркотических средств, согласия на обработку персональных данных и возможно подтверждения оплаты государственной пошлины

Выше я привел лишь часть моментов, требующих внимания и обсуждения. При этом стоит отметить, что процесс совершенствования нормативной базы носит поступательный и непрерывный характер, и, вполне возможно, что перечисленные мной примеры уже учтены в проектах новых нормативных правовых актов.

Публикация АНО "АРТБТ"
Вся лента событий
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ
АКТУАЛЬНЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ