Подпишитесь на информационную рассылку АНО «АРТБТ»
*Поля обязательные для заполнения

Заполняя эту форму, вы соглашаетесь с Политикой обработки персональных данных
АНО «АРТБТ»
Контакты
Адрес: 115533, г. Москва, ул. Нагатинская, д. 17, корп. 1.
Телефон: +7 (495) 784-17-92
Почта: info@ano-artbt.ru
Подпишитесь на информационную рассылку АНО «АРТБТ»
*Поля обязательные для заполнения

Заполняя эту форму, вы соглашаетесь с Политикой обработки персональных данных
29.06.2020
Александр Старовойтов: участие "Норникеля" в развитии аэропортовой сети с применением механизмов ГЧП - правильное сбалансированное решение
Масштабная модернизация аэропортового комплекса в Норильске, проводимая без остановки его эксплуатации вступила в завершающую фазу. Ситуация находится под личным контролем первого заместителя Министра транспорта РФ
— руководителя Росавиации. В рамках нашей редакционной статьи, по этому поводу, заместитель председателя Комитета Госдумы по транспорту и строительству, председатель Общественного совета при АНО "Агентство по развитию транспорта и безопасности" А. С. Старовойтов дал ряд развернутых экспертных комментариев.

Проблема раскрытия потенциала

Развитие транспортной системы Российской Федерации - одно из важнейших условий реализации инновационной модели экономического роста государства и повышения качества жизни населения страны. Однако, в настоящее время, даже с учетом позитивных тенденций в развитии отдельных видов транспорта, говорить о полном соответствии транспортной системы потребностям страны - рано.

По мнению заместителя председателя Комитета Госдумы по транспорту и строительству, председателя Общественного совета при АНО "Агентство по развитию транспорта и безопасности" Александра Старовойтова, в данном контексте своего раскрытия требует прежде всего потенциал гражданской авиации. "Эта отрасль, отрасль применительно к российским условиям обладает целым рядом конкурентных преимуществ, позволяющих наращивать объемы пассажирских и грузовых перевозок", - отметил он в своем комментарии.

"Принципиально важным здесь является создание и поддержание на должном технологическом уровне системы современных узловых региональных аэропортов, с разветвленной системой пересадок. В наличии подобной инфраструктуры сегодня остро нуждаются удаленные от столицы, значимые в экономическом, социальном и стратегическом отношении регионы Российской Федерации" - подчеркнул заместитель председателя Комитета Госдумы по транспорту и строительству, председатель Общественного совета АНО «Агентство по развитию транспорта и безопасности».

Проблематика несбалансированного развития отечественной гражданской авиации отчасти коренится в ограниченности инвестиционных ресурсов. Одним из решений здесь может стать применение механизма государственно-частного партнерства с участием крупных инфраструктурных компаний в регионах их присутствия. Наличие подобных примеров в стране сегодня может стать важным ориентиром для развития отрасли. И, пожалуй, самым показательным событием в этой области сегодня можно назвать вступление в завершающую стадию проектов «Реконструкция аэропортового комплекса (г. Норильск, Красноярский край)» и "Реконструкция объектов аэродромной инфраструктуры аэропорта "Алыкель" (г. Норильск, Красноярский край)", которые реализуются в рамках государственной программы Российской Федерации "Развитие транспортной системы" и Комплексного плана модернизации и расширения магистральной инфраструктуры на период до 2024 года

Общий объем финансирования проектов составляет более 12,5 млрд руб., из которых 5,8 млрд руб.— это инвестиции присутствующего на территории местного промышленного района отечественного металлургического гиганта ПАО «ГМК "Норильский никель».

Что сделано

В ходе выездного совещания в Норильске 19 июня 2020 года, первый заместитель Министра транспорта РФ — руководитель Росавиации Александр Нерадько отметил, что в результате комплексной реконструкции страна получила уникальный, практически новый аэропорт. "Это не только новая взлетно-посадочная полоса с современным радиотехническим и светосигнальным оборудованием, это еще и рулежный дорожки, места стоянок воздушных судов, оборудование для обеспечения авиационной безопасности и многое другое, - подчеркнул глава Федерального агентства воздушного транспорта, - "Большая часть работ уже произведена, реконструкция завершается по намеченному плану. В 2020 году мы должны завершить все строительно-монтажные работы и ввести весь комплекс в эксплуатацию".

Одним из самых сложных этапов масштабной модернизации аэродромной инфраструктуры в Норильске стала реконструкция взлетно-посадочной полосы, проведенная с 2016 по 2018 год. Уникальным опытом в рамках мировой авиации здесь стало проведение работ без остановки эксплуатации аэропорта. В процессе замены 2 821 метра армобетонного покрытия полосы, также удалось полностью избавиться от выпуклой геометрии старой ВПП, которая давала эффект более жестких посадок самолетов, отрицательно сказываясь на уровне безопасности полетов и вызывая у пассажиров существенный дискомфорт. Также в целях повышения уровня безопасности полетов модернизирована и полностью переоборудована навигационная система, которая в тяжелых арктических условиях уже успела себя зарекомендовать с самой лучшей стороны.

В рамках требований Федерального закона от 09.02.2007 г. №16-ФЗ "О транспортной безопасности" возведено и модернизировано периметровое ограждение. Оно оборудовано сигнализацией и системой видеонаблюдения. Также в ходе реконструкции была обустроена патрульная автомобильная дорога вдоль всего нового периметра.

В активе обновленного аэропорта также: возведение новой аварийно-спасательной станции; замена инженерных сетей, осветительных мачт и кабельных эстакад; строительство новых очистных сооружений с системой водоотведения; обустройство оборудованной площадки для обработки антиобледенительным средством.

Предварительным итогом проведенных в рамках реконструкции аэропорта работ стало повышение общего уровня безопасности эксплуатации аэропорта, экологических характеристик и энергетической вооруженности объекта. В целом же, масштабная модернизация, стартовавшая в 2016 году затронула большую часть инфраструктуры аэропортового комплекса.

В рамках строительного сезона 2020 года в аэропорту "Норильск" завершается работа по реконструкции аэропортового комплекса и объектов аэродромной инфраструктуры. Останавливаясь на вопросах качественного и оперативного завершения проектов, старший вице-президент — руководитель блока стратегии и управления стратегическими проектами, логистики и ресурсного обеспечения ПАО "ГМК "Норильский никель" Сергей Дубовицкий в числе задач на текущий год выделил окончание работ на перроне, пандусах и подъездных дорогах, а также на объектах энергоснабжения и очистных сооружениях. Он отметил, что «реконструкция аэропорта „Норильск", проводимая в рамках ГЧП с участием "Норникеля" — пример удачного, продуктивного государственно-частного партнерства как в части строительства, так и в части обеспечения социальных интересов. Это важный инфраструктурный и социальный проект, направленный на улучшение качества жизни норильчан".

С позиций государственного масштаба

Рассматривая результаты осуществления проекта по модернизации аэропорта "Норильск" с применением механизмов ГЧП, эксперты единодушно дают высокую оценку его организационно-технической составляющей. Присоединяясь к мнению профессионального сообщества, Общественный совет при АНО "Агентство по развитию транспорта и безопасности" также считает важным обратить внимание аудитории и на ряд дополнительных аспектов, тесно связанных с реализацией проектов, аналогичных рассматриваемому. И в этой связи вторая часть развернутого комментария Заместителя Председателя Комитета Госдумы по транспорту и строительству, Председателя Общественного совета при АНО "Агентство по развитию транспорта и безопасности" Александра Старовойтова касается проблематики возможного тиражирования успешного опыта компании "Норникель" в масштабах Российской Федерации:

"Отечественной гражданской авиацией полностью не изжито наследие 90-х и отчасти советского периода, когда для того чтобы по воздуху попасть из региона в регион либо за рубеж, было необходимо совершить рейс через Москву. Увы, но до сих пор граждане Российской Федерации сталкиваются с проблемой, когда за возможность перелета из условного Оренбурга в условный Волгоград, они вынуждены расплачиваться весьма дорогим удовольствием длительного путешествия с пересадкой в столице. Притом, что конечные точки маршрута находятся практически в соседних регионах. Ситуация осложняется повышенной нагрузкой на авиатранспортную сеть. Всё это также имеет свое отражение на конкурентоспособности региональных экономик и национальной экономики в целом

Кроме этого, гражданская авиация является социально значимой и стратегически важной отраслью российской экономики, где каждый вложенный рубль дополнительно генерирует втрое больший по объему финансовый оборот в таких смежных отраслях, как, например сопутствующее строительство, туризм и сервисная сфера.

Всё вышесказанное говорит нам о насущной необходимости развития в Российской Федерации малой и средней авиации. Это существенно улучшит логистическую составляющую между близлежащими регионами страны и сократит время перелетов для конечного потребителя услуги в сферах грузовых и пассажирских перевозок.

В этой связи модернизация аэропортового комплекса и объектов аэродромной инфраструктуры аэропорта "Норильск" является значимым социально ориентированным имиджевым проектом государственного значения, нуждающемся в тиражировании в масштабах страны. А участие "Норникеля" в развитии аэропортовой сети с применением механизмов государственно-частного партнерства - это правильное сбалансированное решение".
СПРАВОЧНО:
(по информации, опубликованной на официальном сайте ПАО "ГМК "Норильский никель") Аэропорт «Норильск (Алыкель)» — воздушные ворота Норильска и единственный транспортный узел, круглогодично обеспечивающий авиасообщение Норильска и Таймырского района с остальной территорией страны.
На сегодняшний день аэродром относится к классу «В», совместного базирования с Министерством Обороны РФ. Приравнен к условиям международного (пересечение воздушных магистралей: транссибирской и трансатлантической). Аэропорт принимает практически все типы воздушных судов.
Размеры ИВПП составляют 2821*45 метров. Первая реконструкция плоскостных сооружений аэродрома была проведена в 1980-1985 гг. Реконструкция основных объектов инфраструктуры проводится с 2004 года по настоящее время.
Пассажиропоток составляет 500 тыс. человек в год, объем перевозки грузов и почты — 18 тыс. тонн. Пассажиропоток определяется численностью населения ближайших к аэропорту городов Норильск и Дудинка, включая их районы и составляет около 200 тысяч человек, имеет ярко выраженную сезонность: 60% годового пассажиропотока проходит в период отпусков с апреля по сентябрь.
Аэропорт «Норильск» введен в эксплуатацию в 1966 году. В 70-е и 80-е годы комплекс претерпел две реконструкции, в ходе которых заменялось искусственное бетонное покрытие и увеличивалась длина ВПП. В 2005 году началась третья глобальная реконструкция аэропорта, в ходе которой было отремонтировано здание пассажирского терминала, КПП и ангара для самолетов, а также гостиница на 70 мест для обслуживающего персонала. В 2008 году был сдан в эксплуатацию новый пассажирский терминал с двумя телескопическими трапами.
На протяжении всего периода эксплуатации ВПП проводились ежегодные плановые ремонты, но по факту ресурс «взлетки» был практически выработан. Построить новую в действующих границах аэропорта было нельзя — существующая полоса расположена на скале, а вокруг нее простирается тундра с очень сложным рельефом и геологией. Поэтому единственное верное решение — проведение масштабной реконструкции объекта со стопроцентной заменой искусственного бетонного покрытия.

Публикация АНО "АРТБТ"
Вся лента событий
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ
АКТУАЛЬНЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ